Почему горчит уха

• Рыбалка
  • Возвращение

Летние выходные

Каждый год к нам на каникулы в посёлок Темир-Тау приезжает внук Вова. Природа у нас красивая, кругом лес, тайга. Можно и за грибами, и за ягодами, и за кедровыми орехами сходить. Правда, ближайшая речка от нас далеко, километров 18 будет. Да и та узкая и неглубокая. И рыбы в ней мало. Главным образом, пескари и чебаки. Но на уху хватает.

На эту речку ездим мы по выходным дням. Тщательно собираемся, набираем продукты на троих, берём с собой небольшие рыбацкие снасти – удочки и корчажку и отправляемся туда на целый день.

Приехав, я забрасываю в воду корчажку и готовлю дрова, внук удочкой ловит рыбу, а в это время бабушка чистит картошку для ухи. Уха из пескарей получается превосходная, но я никогда не присматривался, как её варит наша бабуля.

Народу на реке много. Отдыхают, купаются, загорают. Внук мой Володя плавать научился, когда ему было лет 8. Наденет он маску с трубкой, ныряет и собирает со дна разные камушки и ракушки.

Бабушка ругается, чтоб много не нырял. Голова, говорит, болеть будет, и воду в уши набрать можно.

Но он не слушается, в воде находится много, а если и вылезет, то схватит в руку что-нибудь вкусное и снова в воду.

Идея

Один раз я говорю внуку “Володя, поедем на рыбалку с ночёвкой на дальнюю реку”. А река эта протекает в тайге, в 30 км от нас. Внук так загорелся идеей, что не давал мне проходу, всё спрашивал, когда ж мы поедем. Расспрашивал, где эта речка, большая ли она, глубокая, много ли в ней рыбы. Каждый день мы вели разговор о нашей будущей рыбалке.

Володя меня спрашивал, возьмём ли с собой соль, а то вдруг много поймаем рыбы, чтоб не пропала. Я отвечал, что возьмём обязательно, хотя знал, что с нашими рыбацкими снастями много не наловишь.

Бабуля нас слушала и говорила: “Хватит тебе дед языком чесать, вы ещё не ездили на рыбалку, а рыбы уже так много, что и девать некуда. Свежей много, солёной много, сушёной и того больше”.

Но внук бабушку не слушал, он слушал только то, что говорил я…

Сборы

И вот настал долгожданный день. На наше счастье погода выдалась хорошая. Конечно, я собирался на речку не для того, чтобы наловить рыбы, хотел показать внуку реку и как ночуют в тайге, чтобы он знал и понимал все эти трудности.

Собрались мы за час. Володе в рюкзак я положил маленькую корчажку, поролоновую подстилку и две деревянные ложки.

Всё остальное я положил себе: маленький топорик, карманный фонарик, небольшое одеяло, приёмник, свечку, спички, банку варенья и всё, что нужно для ухи.

Потом взял два ножа – один большой, другой маленький, медной проволоки для крепления шалаша и шпагату на всякий случай. Червей решили накопать на месте, правда, потом оказалось, что это была наша ошибка.

Мы могли бы взять и больше вещей для ночлега, да тяжело всё это нести в жаркий день. Завязали рюкзаки, приподняли их с пола, чтобы посмотреть, насколько они тяжелы.

Володя попросил взвесить наши заплечные мешки на пружинных весах, на которых можно взвешивать груз только до 6 кг. Первый рюкзак взвесили Володин, он потянул 3 кг. Когда начали поднимать на весах мой рюкзак, крючок оторвался.

Ладно, говорю, не будем взвешивать, тут, видимо, будет больше 6 кг.

Всё готово к походу. Присели, правда, не на рюкзаки, а на стулья, чтоб не помять продукты.

Дорога

Путь наш лежал по узкой таёжной тропинке. Погода стояла жаркая, идти было тяжело. Идём по тайге и видим одно только небо, а кругом лес и трава высокая. Местность гористая, то взбираемся в гору, то спускаемся с неё. Когда забираемся высоко, то нашему взору открывается множество гор, покрытых лесом, кустарником и травой в рост человека.

Дошли до небольшого посёлка, сняли рюкзаки и сели возле маленького ручейка. Поселок тянется вдоль лога километра на два. Живут в нём в основном старики пенсионеры. Они занимаются пчёлами и содержат скот.

Часть домов пустуют, многие из них уже развалились. Электричества в посёлке нет.

Излишки продуктов местные жители возят в соседние города или более крупные посёлки и обменивают на соль, спички, муку, мыло, одежду.

Отдыхать много не стали, неизвестно, во сколько мы придём на место. Перекусили, напились воды, ещё и набрали с собой. Хотя я приблизительно знал дорогу, но всё же решил спросить у проходящего мимо человека, как добраться до реки. Прохожий нам объяснил, что нужно подняться в гору, а там по хребту горы есть протоптанная рыбаками дорога, она и доведёт до реки.

Подъём в гору оказался не из лёгких. Делали остановки через каждые 20 минут. На вершине мы были через 2 часа. Когда шли по горе, дорогу нам перебежала рыжая лиса. Я закричал: “Володя, смотри, лиса”. Но, когда он повернулся, то успел увидеть только лисий хвост.

В нашей тайге водятся зайцы, лисы, белки, колонки, медведи. Можно было бы взять ружьё, но это дополнительный груз, хотя для безопасности не помешало бы.

Стоянка

Остановились у реки. На противоположном берегу, мы увидели избушку и несколько сломанных сараев. Раньше здесь был небольшой посёлок, а сейчас в избушке, видимо, ночуют рыбаки и охотники, а сараи ломают для отопления избушки.

Решено было остаться на этом берегу, так как пока мы перейдём реку, подойдём к избушке, проёдёт немало времени. К тому же, может, там кто есть. Солнце уже низко над горизонтом.

И хотя мы очень устали, надо торопиться, чтобы наловить рыбы и сделать какой-нибудь шалаш. Кругом тишина, только кукушка изредка кукует. Куда не глянь – горы. Вокруг не души, только одни мы.

Мы решили сперва забросить корчажку, чтобы наловить немного рыбы для ухи. И после этого приняться за постройку шалаша.

Вдруг мы заметили человека на лошади, который направлялся прямо к нам. Подъехав, он спросил, где можно переправиться через реку. Мы, конечно, не знали в каком месте глубоко, а где мелко.

Когда ставили корчажку, то в одном месте видели перекат, где вода шла быстро – возможно там неглубоко. Об этом мы ему и сказали. Человек направился к реке, а за ним побежала маленькая рыжая собачка.

А мы смотрели им вслед, наблюдая за переправой. Лошади воды было по колено. Собачка плыла позади…

Нарубили веток для шалаша. Я рубил, а внук их таскал на место. Теперь осталось заготовить дров для костра. Солнце уже совсем низко, а работы ещё много. Пошли к реке за корчажкой. Уху, конечно, можно было и не варить, у нас ещё была колбаса и банка варенья, но мы всё же решили сварить уху из свежей рыбы. Когда мы вытащили корчажку, в ней было полно рыбы, хоть и мелкой.

Всё необходимое для приготовления ухи у нас было. Бабушка предусмотрительно дала нам картошки, луку, чёрного перца и даже лаврового листа. Но… у нас ничего не получилось. Раньше уху я никогда не варил, варила всегда наша бабуля, а я и никогда не присматривался, в каком порядке варят все компоненты.

Я всё почистил, помыл. И сразу же сложил в котелок картошку, рыбу, лук, перец, соль, лавровый лист и поставил варить. Когда уварилась картошка, я снял с огня котелок и позвал внука кушать.

Вынул из рюкзака деревянные ложки, нарезал хлеба, и начали мы хлебать уху. Уха, как уха, сварена на костре и рыбы в ней много, а что-то не вкусная, цвет зелёный и горчит.

Внук немного поел и больше кушать не стал. Я тоже.

Конечно, я догадался, что варил неправильно, но точно не знал, почему уха горькая. Когда мы уже вернулись с рыбалки, наша бабуля рассказала, что рыбу, лук и приправу кладут тогда, когда приготовится картошка. Когда сварится рыба, уху снимают – она готова. Наша же уха получилась горькой, потому что мы долго варили картошку с луком.

Ночлег

Время идёт быстро. Уже 9 часов вечера. Темнеет. Над рекой начал подниматься туман, на траве появилась роса. Мы поставили корчажку на ночь и пошли к шалашу, чтобы окончательно расположиться на ночлег.

Подложили дров в костёр, чтоб он нескоро потух. Туман стал такой густой, что даже у костра плохо видно. Кругом тишина, только слышно, как где-то на перекате шумит река и щебечет без умолка какая-то птичка.

Комары на нас напали с самого вечера, но это нам уже не страшно. У нас была отличная мазь от комаров “Тайга”. Намажешься ей, комары жужжат, но не садятся. Жаль, что её действия хватает только на 3 часа, а потом нужно мазаться вновь.

Зажгли свечку в шалаше, включили транзистор, немного поговорили и легли спать, укрывшись простынёй. От усталости за целый день мы уснули мгновенно. Но приблизительно через час я проснулся, проснулся и внук.

Говорит, что у него замёрзли ноги. Я нашёл запасные носки, и он переодел их. Но и после этого сон был недолгим. Через ветки шалаша холод лезет, как сквозь решето. В квартире спишь 8 часов, как одно мгновение.

А тут один час проспать трудно.

Когда Володя проснулся, я в это время подкладывал дров в костёр. Он окликнул меня, и я позвал его греться к костру. Мы уселись около костра. Кругом абсолютная темнота, от которой становится неприятно и даже жутко.

Дрова кончились, а до утра ещё не менее 3 часов. Я взял топорик и фонарь, и хотел, было, идти за дровами, но Володя побоялся остаться возле костра один.

Я взял его с собой и сказал светить дорогу и смотреть, где есть сухие дрова.

Отошли метров на 30 от костра и начали рубить ветки. Я рубил, а Володя светил фонариком, чтоб я мог попасть по сучку. Вижу, свет уходит от того места, где я стою, а внук мой спит, сидя. За такую помощь, если бы мы были дома, я бы его отругал. А тут ругать нельзя, ночь, человек должен спать. Разожгли хорошенько костёр и опять в шалаш.

Рыбалка

Начало светать, но туман ещё густой. Я подложил немного дров в костёр и пошёл к реке, чтобы вытащить корчажку. Рыбы в неё попало немного, чебаков штук 5 и несколько пескарей. Их я поместил в бидон с водой.

Проснулся Володя. Мы положили картошку в костёр печься – такой у нас будет завтрак. Теперь наша задача – накопать червей, иначе ловить рыбу будет не на что. Долго копали палкой, но нашли всего несколько штук.

Пока ходили, промочили ноги. Воткнули поближе к костру четыре палки, надели на них носки, чтоб они как можно быстрее высохли. Видим, наши носки что-то крутятся, как живые. Когда мы их стали брать в руки, они рассыпались. Пришлось их вместе с палками бросить в костёр.

Солнце немного поднялось, видимость стала хорошая. Снова забросили корчажку, а сами начали ловить рыбу удочками. Но наживка быстро кончилась, а у реки червей не было вовсе. На наше счастье недалеко от нас остановился мотоциклист с удочкой. На нашу просьбу помочь с червями он откликнулся охотно и, так как, наживки у него было много, поделился ею с нами.

Настроение поднялось. Первым поймал Володя окуня грамм на 200. Радости у него не было конца, бежит и показывает мне свой улов. Ловля пошла веселее…

Возвращение

День был тёплый. Солнце грело хорошо. Можно было половить рыбу ещё, но время идёт быстро, и нужно собираться в обратный путь. Впереди 12 км. Если опоздаем на последний автобус, то придется идти ещё 18 км.

Собрали рюкзаки, рыбу сложили в бидон и пошли в гору, чтобы выйти на дорогу. Я сказал Володе идти побыстрее, так как к автобусной остановке мы должны прийти вовремя.

Обратный путь показался тяжелее из-за того, что было очень жарко. По дороге совсем рядом с нами мы увидели рябчиху со своими маленькими рябчатами. Вдруг рябчиха поднялась в воздух, а за нею слетела с места и вся её семья.

У родника мы остановились. Спины болели от рюкзаков, и мы устроили привал. Я достал деревянные ложки, и мы принялись ими пить воду. Немного перекусили, и в путь. К автобусной остановке мы подошли за 10 минут до отправления автобуса. Только сев на сиденье, мой внук моментально уснул.

Подъехав к нашему посёлку, я разбудил Володю, а он спросонья и не понял, зачем его будят, и где он находится.

Бабуля нам сварила уху по всем правилам. Вот это была настоящая уха! Оставшуюся рыбу присолили, нанизали на нитку и повесили сушить. Когда она засохла, то была очень вкусная. Я немного попробовал, а остальную рыбу отдал внуку.

Бабуля нас ругала за эту рыбалку. Говорила, что ночевать в тайге опасно. Во-первых, звери. А во-вторых, в летнее время много людей бежит из лагерей, и скрывается в тайге.

После этой случая Володя больше не просился на рыбалку с ночёвкой. Он понял, что в тайге ночевать непросто, а рыбачить лучше в дневное время.

Так мы и делали после этого. Рыбачили только днём и недалеко от нашего селения.

Животков И. А., kolomeets@inbox.ru.

И. А. Животков

Источник: https://www.7ya.ru/article/Dedushkina-uha/

Как убрать горечь и мутность с рыбной ухи?

Почему горчит уха

Иногда даже при соблюдении технологии суп с рыбой сильно горчит. Причин на это несколько, но главная из них — жабры, которые повар не удалил.

Как убрать горечь из ухи должен знать каждый, ведь подобное может случиться и при правильном приготовлении блюда. У поваров есть несколько советов, которые помогут предотвратить появление неприятного вкуса.

Настоящие специалисты знают, что делать, чтобы быстро исправить ситуацию.

Правильная обработка рыбы

Уха из карпа или другого вида не получится вкусной, если не уделить должного внимания подготовке тушки. Необходимо тщательно помыть ее, снять чешую, удалить голову и плавники. Жабры — часть, от которой обязательно избавляются.

Они являются фильтром, который пропускает через себя воду с грязью и вредными веществами. Именно эта причина является ответом на вопрос почему горчит первое блюдо с рыбой, однако повлиять на качество могут также глаза.

Они придадут супу неприятный привкус и мутность, но как исправить это?

Кроме того, нужно снимать с тушки кожицу, удалять все внутренности, включая пленочку. Только в этом случае можно ожидать, что уха получится вкусной с насыщенным ароматом рыбы.

Вырезая потроха, стоит быть осторожнее — прокол желчного пузыря приведет к тому, что блюдо будет очень горьким.

После удаления внутренних органов требуется хорошо промыть брюхо под водой, а затем сбрызнуть рыбку лимонным соком.

В случаях, когда пузырь лопнул и желчь пролилась, нужно тщательно обработать тушку. Как убрать горечь в данном случае? Для этого замочить сырую рыбину на 20-40 минут в холодной воде, сбрызнуть яблочным укусом (или разбавленным обычным), выдержать несколько минут и снова промыть холодной водой.

Последовательность действий

Закладывать рыбу повара рекомендуют в холодную воду, а только потом включать огонь. Сразу можно добавить в кастрюлю луковицу, целую морковку и корень петрушки.

Овощи дадут аромат, при этом заберут неприятный запах рыбы. Бульон варят около часа, затем удаляют лук и морковку, засыпают специи.

Еще через 5-7 минут следует отправлять в емкость остальные ингредиенты: пассированные овощи, картофель, крупу.

Со всеми продуктами уху варят примерно 20-25 минут без крышки. Только после выключения огня можно накрыть кастрюлю крышкой и оставить еще на 20-30 минут, чтобы похлебка «дошла».

Правильное приготовление ухи, которая не будет отдавать горечью

Рецептов ухи и рыбных супов существует множество, но главное — это не ингредиенты, а технология. Пропустив один из важных шагов, можно забыть о вкусном и ароматном первом блюде. Для данного рецепта требуется:

• свежая рыба — 1 кг;
  • вода — 2,5 л;
  • лук репчатый — 2 шт.;
  • морковь — 1 шт.;
  • чеснок — 4 зубчика;
  • корень петрушки;
  • лавровые листы — 2-3 шт.;
  • душистый перец, соль — по вкусу.

Обязательно надо заранее решить, какая рыба будет использоваться для ухи, так как некоторые виды не сочетаются друг с другом. Больше всего подходит окунь, ерш или щука, можно выбрать даже мелкие экземпляры.

Карась, плотва и красноперка — далеко не лучший выбор, ведь они менее жирные и ароматные. Рыбу тщательно промыть водой и выпотрошить, удалив жабры и глаза.

Мелкие тушки допустимо не потрошить, при этом лучше почистить.

Подготовленную рыбку сложить в котелок (или кастрюлю), залить холодной водой, добавить целую луковицу и коренья петрушки. Варить на медленном огне, не накрывая крышкой, от 40 до 60 минут.

За 10-15 минут до окончания времени добавить в рыбный бульон специи, соль, лавровые листы. Мякоть должна легко отделяться от костей. Обязательно бульон процеживают, чтобы избавиться от чешуек и косточек.

Из него требуется удалить целую луковицу и корень петрушки — ингредиенты отдали аромат и больше не нужны.

Далее ничего трудного нет, процесс напоминает варку обычного супа. Остается добавить крупно порубленный лук, морковь кружочками и поварить еще минут 15. После выключения огня отправить мелко нарезанные зубчики чеснока, накрыть крышкой. Оставить так на 20 минут, чтобы уха стала ароматнее, а только потом подавать.

Способы избавления от горечи и мутности

К сожалению, даже при соблюдении правил чистки и разделывания, уха все равно получается неидеальной.

Если уха горчит не сильно (присутствует легкое послевкусие), то можно добавить в похлебку немного лимонного сока.

Он нейтрализует горечь, а также придаст первому блюду насыщенный аромат и кислинку. На кастрюлю обычно берут сок половинки лимона, после чего дают бульону постоять 15-20 минут.

Готовая уха, приготовленная из рыбы со вкусом желчи, может быть спасена. Для этого рекомендуется добавить в похлебку ароматную свежую зелень, например, петрушку.

Сыпать много специй нельзя, так как они только подчеркнут горечь. Есть и другой способ — опустить в кастрюлю ошпаренный репчатый лук.

Похлебку довести до кипения, снять с огня и оставить луковицу на 5-10 минут, чтобы не горчила уха.

Горечь в ухе — это не единственная проблема, которая может возникнуть при варке. Намного чаще бульон приобретает некрасивый оттенок с мутностью.

Осветлить его достаточно легко с помощью 50 г паюсной или черной зернистой икры.

Ее следует растереть в ступке и смешать со стаканом холодной воды (должна получиться почти однородная жидкость), вылить тонкой струйкой в бульон половину. После закипания влить оставшуюся смесь, помешав похлебку.

Многие считают, что водка делает бульон прозрачным. Однако алкоголь вливают в уху для того, чтобы сделать ее насыщеннее и вкуснее. Если блюдо готовится на берегу реки, где нет возможности использовать чистую воду, то водка выступает в роли обеззараживающего средства.

Время варки речной рыбы

На вкусе ухи отражается технология приготовления, поэтому нужно четко соблюдать время варки. Длительность готовки для разных блюд указана в таблице.

Вид рыбыОбычная варка в минутахВарка на уху в минутах
Щука25-3060
Осетр30 кусками и 90 целикомДо 40 кусочками и 120 целиком
Судак10От 18 до 20
Карп30 кусочками и 45 целикомДо 45
Карась1525-30
Окунь10Не более 20

Рыбные супы, в том числе сливочные или сырные, считаются легкими в приготовлении, но часто возникают проблемы. Распространенное явление — похлебка имеет горький вкус. Избавиться от него возможно с помощью лимонного сока, репчатого лука или петрушки. Повара советуют все-таки правильно разделывать тушки, чтобы предотвратить горечь.